FIGURA - архитектурная мастерская
Телефон: (495) 646-02-62 многоканальный
Заказать обратный звонок
Статьи
 

Стили в архитектуре

В процессе развития цивилизации возникают разные подходы к оформлению зданий и внутренних помещений. Это так называемые стили в архитектуре. Они формируются в процессе эволюции вкусов человечества и отдельных народов.

        Основные стили, перечисленные ниже, представляют собой следующее:

 

Ампир

 

    Ампир (от французского empire, буквально – империя) первоначально сложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению идей государственного могущества. Потомок классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. Поэтому в дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчеркнута монументальность. В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Мебель ампира зачастую не такая удобная: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы интерьера напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шелковая обивка мебели. Мебель и предметы интерьера служили, прежде всего, для презентации и подчеркивания возвышенного положения человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.

 

Ардеко   

 

    Ардеко (от французского Art Deco – по названию выставки 1925 года в Париже «Art Decoration» - «Декоративное искусство») зародился в Париже в период между первой второй мировыми войнами. До 1960 года данное направление не считалось самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль ар нуво (от французского art nouveau – новое искусство,  модерн). Ар деко, вошедший в моду в 20-30-е годы XX столетия, отчасти продолжил традиции ар нуво. Вместе с тем, на него оказали влияние кубизм и дизайн бурно развивавшегося в то время Машино- и самолетостроения. Здесь флористическому декору противопоставляется линейный, геометрический, как более соответствующий новой технике в архитектуре и промышленности. Становится популярным геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов. Этот стиль основан на смещении элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики африканского примитивного искусства. Для этого стиля характерны прямые или же «ломано» изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы.

 

Барокко

 

    Барокко впервые в истории искусства соединил два понятия – стиля и образа жизни. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. В дизайне интерьера барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Изменчивость, причудливая игра образов в интерьерах этого стиля была сравнима со сложностью настроения морской раковины-барокко, в честь которой он был назван. Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко применялись, в первую очередь, в архитектуре и интерьерах церквей и монастырей. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками, вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто обвиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. Для барочного декора характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы. Сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы: гирлянды цветов, листья, венки.

 

Кантри

 

    Кантри в переводе с английского означает «деревня» и подразумевает ностальгию по тихому, простому и уютному загородному быту, лишенному надуманности и вычурности. Допускает произвольный набор предметов, некоторый беспорядок и случайность на фоне тяги к экзотике и ностальгическому флеру городской жизни, но по-деревенски. Очень популярны ковбойские аксессуары, ткани в клетку или мелкий цветочек. В интерьерах обязательно присутствуют традиционные материалы: кирпич, дерево, ротанг. «Кантри» - это, прежде всего, экологический дизайн. И отсюда – натуральные строительные и отделочные материалы. В декорировании широко используется текстиль. Для стиля характерна многоцветность,  но не яркая, а скорее густая, сочная, чуть приглушенная. В цветовом решении преобладают натуральные, чаще светлые пастельные тона. Важен колористический баланс. Мебель – по-деревенски грубоватая, но правильных форм, с неполированными поверхностями. Родившийся в американской провинции, стиль более прочих отвечает нашему представлению о загородном доме. Непритязательный и уютный, он призван передавать дух деревенской жизни, где изысканность смешивается с практичностью семейного уклада. Строгих законов тут нет, но тем лучше: вы вольны трактовать его, как вам больше понравится, создавать свою электрику в духе «кантри».

 

Китч

 

    Природа китча, его зарождение связаны с повторением и переосмыслением уже сложившихся классических образцов. Но в процессе повтора происходит некий перебор: другой материал, масштаб, среда и т.д. Грань между классикой и китчем почти совсем не видна, так как нынешний китч «самой высокой и лучшей марки». Самые дорогие материалы и признанные производители, не скрывающие достижения технического прогресса, а демонстрирующие их. Возвращение к природе и подчеркнутая экологичность. Смесь реального ретро и фантазий о нем. Цветовая гамма: среди кричащей гаммы от розового до ядовито зеленного и фиолетового, лидирует агрессивный красный цвет.

 

Классицизм

 

    Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Основные признаки стиля: симметрия, простота. Обращается к образцам античного искусства как к эталону. Противодействует барокко. Продолжая идеалы Возрождения, в то же время – антитеза ему. Выявляет гармонию мироздания времени. Родовое, неподвижное торжество разума. Геометризм, подчеркнутая статичность форм и логичность планировки. Цветовая гамма: природные, мягкие цвета – белый, голубой.

 

Минимализм

 

    Девиз стиля – отказ от нужного в пользу самого необходимого. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Главный акцент делается на высоком качестве материалов и игре фактур. Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и пространства, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Цветовая палитра – светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, контрастно подчеркнутого черным или серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Такие интерьеры напоминают графику – жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и современно. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Минимализм плохо «смешивается» с другими стилями, все помещения лучше выдерживать в одном стиле, но делая их при этом ярко индивидуальными.

 

Модерн

 

    Модерн – стиль конца XIX – начала XX века – ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтения перед конструктивными. В Германии и Австрии его называли юнгендстилем, во Франции – ар нуво, в Англии и России – модерн, в Италии – либерти. Модерн стоял на заре новой эры XX века, и потому просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибки текучим формам. В таких интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями, становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

 

Рококо

    Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Основные черты стиля: подчеркнуто прихотливый и усложненный вид. Утрачивается монументальность, грациозность, интимность. Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Такие интерьеры изящны, декоративны, легки. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленнее зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, асимметричное построение композиций; в скульптуре – бюсты, небольшие статуэтки из фарфора с росписью. Переливается и несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк). Новые виды мебели для сидения: шезлонги, канапе.

 

Хай-тек

 

    Минималистский стиль, пропагандирующий эстетику материала. Стекло и металл – излюбленный материал хай-тека. Тут особенно важна функциональность. Хотя особых ограничений у стиля нет, главное здесь – выдержать принцип «техногенности». Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек тщательно продуманы – это может быть пластик, кожзаменитель, полированный металл. В этом интерьере будет уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Все поверхности мебели должны быть ровными и гладкими, а металлические элементы и фурнитура – серебристыми, блестящими. Современные интерьеры в стиле хай-тек строятся больше на сочетании пространства и света, чем на сочетании цвета и рисунка. Идея диктует и соответствующее колористическое решение: цвета чистые и четкие, без полутонов (черный, белый и серый, в основе – красный, синий, зеленый и желтый – как дополнение). Этот стиль не терпит небрежности – все должно быть ровным и гладким: бескомпромиссно чистые, часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок. И, естественно, минимализм – интерьеры этого стиля отличает четкость и конкретность, можно даже сказать – деловитость.

 

Эклектика

 

    Полностью копируя старые стили, эклектика позволяет формально сосуществовать элементам нескольких стилей в одном интерьере. В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Эклектические интерьеры по определению многокомпонентные. Когда смешиваются близкие между собой исторические стили, например, классицизм и ампир, барокко и модерн, получаются композиции, где вещи гармонично сочетаются в интерьере, не противореча друг другу. Для этого стиля характерны шелковые обои и тяжелые теплые драпировки на окнах и дверях, мягкие диваны с декоративными подушками, индийские покрывала, ковры, позолоченные накладки, украшающие рамы для картин и зеркала, люстры из стекла или золоченого дерева, полы из наборного паркета. В орнаментике стиля преобладают восточные мотивы, прежде всего, в цветных обивках. Дерево используется в основном темное (темный орех, палисандр, махагони), но также и розовое. В XIX веке возрастает спрос на малогабаритные одностворчатые шкафы. Появляются серванты вместо буфетов, письменные столы вместо секретеров, одноопорные столики. Сиденья стульев белее низкие, спинки приподняты выше уровня головы. Дорогая мебель обтягивалась шелком; если обивка была одноцветной (коричневой, синей, бордовой, темно-зеленой), то отделывалась репсом или бархатом.         

Опубликовано: 20.12.2007

 
  ©2000-2017 ООО “Фигура”
121374, Москва, Можайское шоссе, дом 6 корпус 1
Тел.: (495) 646-02-62 многоканальный
Политика конфиденциальности


сайт разработан в VD labs.